Гостворкинг: новая “болезнь” офисов, которую трудно лечить
Технологический прогресс, ожесточённое внимание к KPI и постоянный стресс создают условия, в которых воспроизводится форма фальшивого труда — «гостворкинг». Работники, которым удаётся сыграть роль загруженных и вовлечённых, на самом деле при этом решают свои личные задачи или ищут новый карьерный путь. Они делают вид, что заняты: долго обсуждают второстепенные вопросы в чатах, демонстрируют активность там, где её не требуется, прикрываются открытыми Excel-файлами и постепенно становятся причиной существенных убытков для работодателя. И хотя в слабо формализованной корпоративной культуре подобные уловки тяжело отслеживать, последствия для компании могут быть многомиллионными.
Изначально «гостворкинг» — или «работа-призрак» — описывал фиктивных сотрудников, созданных работодателем для собственной прибыли, например на бумаге числились сотрудники, которые на деле не существовали. Но сегодня значение слова преобразилось: «призрачные работники» — это живые люди, эдакие имитаторы труда, которые выдают своё безделье за продуктивность. И если раньше проблема затрагивала бюджетную сферу — вплоть до обнаружения миллионов «мертвых душ» в соцвыплатах — то теперь это повсеместное явление в HR-лексиконе.
Самая высокая концентрация таких работников наблюдается среди поколения зумеров — до 83 % из них предпочитают «играть активность», особенно если не доверяют корпоративной ценности своей работы или чувствуют выгорание. Молодые специалисты меньше боятся увольнения, они не ощущают авторитета руководства и готовы работать вполсилы — при этом активно демонстрируя обратное. А если добавить к этому страх за своё место и неопределённость карьерного будущего, «гостворкинг» становится своеобразной страховкой.
Изначально «гостворкинг» — или «работа-призрак» — описывал фиктивных сотрудников, созданных работодателем для собственной прибыли, например на бумаге числились сотрудники, которые на деле не существовали. Но сегодня значение слова преобразилось: «призрачные работники» — это живые люди, эдакие имитаторы труда, которые выдают своё безделье за продуктивность. И если раньше проблема затрагивала бюджетную сферу — вплоть до обнаружения миллионов «мертвых душ» в соцвыплатах — то теперь это повсеместное явление в HR-лексиконе.
Самая высокая концентрация таких работников наблюдается среди поколения зумеров — до 83 % из них предпочитают «играть активность», особенно если не доверяют корпоративной ценности своей работы или чувствуют выгорание. Молодые специалисты меньше боятся увольнения, они не ощущают авторитета руководства и готовы работать вполсилы — при этом активно демонстрируя обратное. А если добавить к этому страх за своё место и неопределённость карьерного будущего, «гостворкинг» становится своеобразной страховкой.
Особенно часто сигналы псевдозанятости проявляются в компаниях, где руководство излишне контролирует процессы и давит KPI, а работа — дробится на мелкие задачи. Там до 40 % сотрудников время от времени прибегают к прикидыванию занятости. И наоборот, в более лояльных и гибких коллективах подобное встречается значительно реже.
Проблема усложняется тем, что вычисление «призрачного» работника может занять до года. И всё это время он потребляет ресурсы, но не создаёт результат. Манипулировать коллегами, подстраиваться под руководителя, «читать» обстановку — в таких случаях навыки имитации могут стать эффективней упорного труда.
Проблема усложняется тем, что вычисление «призрачного» работника может занять до года. И всё это время он потребляет ресурсы, но не создаёт результат. Манипулировать коллегами, подстраиваться под руководителя, «читать» обстановку — в таких случаях навыки имитации могут стать эффективней упорного труда.