АвтоВАЗ вывел на публику будущий кроссовер Azimut. В базовых версиях там всё предсказуемо: вазовские атмосферники 1.6 и 1.8, слегка форсированные до 120–132 л.с. То есть старый блок в новом ритме. А вот «флагманский» турбомотор на 150 сил обещают только к 2026-му. И вот здесь начинается самое интересное.
По инсайдам — это будет не вазовская разработка, а китайский агрегат. В кулуарах чаще всего называют Chery: у них есть готовые 1.5-литровые турбо, которые массово ставятся на Tiggo и Omoda. Версия логичная: в условиях санкций и ухода Renault разработать с нуля турбо под нормы Евро и современные материалы — почти нереально. А купить лицензию и адаптировать — быстро и относительно дёшево.
Что это значит для покупателя
- Фактический импорт под маркой Lada. Машина с эмблемой «своей» марки, но с сердцем из Китая. Для части покупателей это вызовет вопросы: мы платим за «отечественное», а получаем чужое.
- Сервис и запчасти. Если будет официальная локализация и запасы, проблем не будет. Но если поставки из Поднебесной дадут сбой — моторы превратятся в дефицит.
- Качество и адаптация. Китайские двигатели за последние годы сильно подтянулись, но без грамотной настройки под наше топливо и климат всё может пойти не так.
Что это значит для АвтоВАЗа
- Потеря инженерной идентичности. Сначала коробки (уже китайские WanLiYang), теперь моторы. АвтоВАЗ всё меньше делает сам, всё больше собирает чужое. Это превращает компанию в отверточное производство.
- Политический риск. В публичной риторике говорить «китайский мотор» нельзя — будут подавать как «совместную разработку» или «адаптацию». Но утечки уже идут, и потребитель чувствует подвох.
- Тактическая победа, стратегическое поражение. Да, на короткой дистанции получится выкатить «новый» продукт с турбо. Но на длинной — исчезает школа, компетенции и независимость.
Azimut — это лакмус
Он покажет, что из себя представляет АвтоВАЗ сегодня: производитель или упаковщик.
Пока тенденция такая: мы видим красивый дизайн, обещания турбо и автомата, но внутри — чужие узлы. Это путь наименьшего сопротивления. Но платить за него будет покупатель — рублём и доверием.
Пока тенденция такая: мы видим красивый дизайн, обещания турбо и автомата, но внутри — чужие узлы. Это путь наименьшего сопротивления. Но платить за него будет покупатель — рублём и доверием.
И вот главный вопрос: если мы увеличиваем утильсбор «во благо АвтоВАЗа», то во благо кого окажется мотор Azimut — российской инженерии или китайского экспорта? Пока ответ очевиден.