Chery уходит, Tenet приходит: что изменится для покупателей
Chery, один из крупнейших китайских автопроизводителей, якобы принял решение завершить работу на российском рынке к 2027 году. Это утверждают источники, в том числе японское Nikkei, в проспектах IPO для биржи Гонконга. По документам, уход продиктован необходимостью соблюдения санкций и экспортного контроля. РФ приносила Chery четверть мировой выручки. Но при этом российское подразделение и московские представители марки опровергают идею полного ухода, говоря, что бренд покидать “не намерен”.
Почему Chery рассматривает уход, но не уходит окончательно
Основной мотив — IPO: компания хочет выйти на Гонконгскую биржу, привлечь около $1,2 млрд и показать инвесторам, что бизнес чист с точки зрения санкций и юридических рисков. Участие в российских операциях, особенно с интенсивно меняющейся санкционной ситуацией, — фактор, который может усложнить или даже угрожать успеху размещения акций.
Также — экономические издержки. В России растут утильсборы, в том числе предложения по прогрессивному утильсбору, изменения в налогообложении ввоза и возможные сложности с компонентами, поставками и логистикой. Все это делает бизнес менее предсказуемым и дороже.
Что остаётся спорным и неопределённым
Хотя документы для IPO говорят об уходе, российское подразделение Chery заявляет, что бренд “не уходит” и что планы — “сократить бренды и каналы сбыта”, но не прекратить продажи под маркой Chery полностью. Есть версия, что бренд просто сменится на местный — Tenet — и машины, по сути те же, что Chery Tiggo-линейки, будут продолжать продаваться под локальной маркой.
Также важно понять, сколько операций уже передано партнёрам, сколько дилеров реально уйдёт, и как изменится доступ к сервисам, гарантии и запасным частям. Ведь если просто сменить название, часть проблем остается: логистика, качество сборки, компоненты, послепродажный сервис.
Что это может значить для рынка, покупателей и Chery
С точки зрения бизнеса на среднесрочную перспективу — это разумный шаг. Если компания хочет избежать риска санкций, сохранить возможность IPO и привлечь международный капитал, уменьшение публичной связи с рынками, подверженными санкциям, — логичный способ.
Для российских покупателей возможен эффект двойной: автомобили, возможно, останутся в продаже под новым брендом, но цены могут вырасти, гарантийное обслуживание и импорт запасных частей могут стать дороже или менее доступными.
Для Chery — потеря части выручки, но также снижение рисков. Сценарий может быть таким, что доля России в доходах станет “незначительной”, и бренд сосредоточится на других рынках, где рисков меньше
Chery стоит на перекрёстке: с одной стороны — огромный российский рынок, значительная выручка и широкое присутствие. С другой — растущие геополитические, санкционные и экономические барьеры. Судя по всему, компания готовится к трансформации: либо смена бренда, либо передача активов партнёрам, либо постепенный уход так, чтобы минимизировать ущерб и сохранить бизнес-контуры.
Полный уход вряд ли неизбежен, но значительная трансформация в структуре присутствия — уже на пороге. Российские потребители и партнёры Chery должны готовиться к тому, что “тот же автомобиль, но под другим знаком”, скорее всего, станет новой нормой.
Для российских покупателей возможен эффект двойной: автомобили, возможно, останутся в продаже под новым брендом, но цены могут вырасти, гарантийное обслуживание и импорт запасных частей могут стать дороже или менее доступными.
Для Chery — потеря части выручки, но также снижение рисков. Сценарий может быть таким, что доля России в доходах станет “незначительной”, и бренд сосредоточится на других рынках, где рисков меньше
Chery стоит на перекрёстке: с одной стороны — огромный российский рынок, значительная выручка и широкое присутствие. С другой — растущие геополитические, санкционные и экономические барьеры. Судя по всему, компания готовится к трансформации: либо смена бренда, либо передача активов партнёрам, либо постепенный уход так, чтобы минимизировать ущерб и сохранить бизнес-контуры.
Полный уход вряд ли неизбежен, но значительная трансформация в структуре присутствия — уже на пороге. Российские потребители и партнёры Chery должны готовиться к тому, что “тот же автомобиль, но под другим знаком”, скорее всего, станет новой нормой.