Сотрудники Госавтоинспекции и муниципальные власти акцентируют внимание на развитии общественного транспорта и повышении безопасности, однако эти инициативы не всегда решают проблему оперативно.
Светофоры, как ключевые элементы управления, обычно функционируют по фиксированным программам с тремя стандартными режимами: для пиковых нагрузок, дневного периода и ночного времени. Такие схемы не учитывают вариабельность трафика, что снижает их эффективность даже на хорошо спроектированных перекрестках.
Перекрестки представляют собой узкие места транспортной сети, где сосредотачиваются заторы и риски аварий. Оптимизация именно здесь позволяет добиться быстрого эффекта без капитальных вложений. Исследователи разработали алгоритм на базе имитационного моделирования, который анализирует поведение потоков и подбирает параметры светофоров для конкретных условий.
Модель воспроизводит работу регулируемого перекрестка, позволяя проводить виртуальные эксперименты. Ключевые аспекты исследования включают влияние длительности цикла светофора (интервала от одного зеленого сигнала до следующего) на образование очередей и управление левыми поворотами — маневром, часто провоцирующим задержки.
Светофоры, как ключевые элементы управления, обычно функционируют по фиксированным программам с тремя стандартными режимами: для пиковых нагрузок, дневного периода и ночного времени. Такие схемы не учитывают вариабельность трафика, что снижает их эффективность даже на хорошо спроектированных перекрестках.
Перекрестки представляют собой узкие места транспортной сети, где сосредотачиваются заторы и риски аварий. Оптимизация именно здесь позволяет добиться быстрого эффекта без капитальных вложений. Исследователи разработали алгоритм на базе имитационного моделирования, который анализирует поведение потоков и подбирает параметры светофоров для конкретных условий.
Модель воспроизводит работу регулируемого перекрестка, позволяя проводить виртуальные эксперименты. Ключевые аспекты исследования включают влияние длительности цикла светофора (интервала от одного зеленого сигнала до следующего) на образование очередей и управление левыми поворотами — маневром, часто провоцирующим задержки.
Юлия Володина, кандидат технических наук и доцент кафедры «Автоматизация технологических процессов», подчеркивает: «Моделирование выявило прямую зависимость: удлинение фаз сигналов увеличивает очереди, в то время как их сокращение снижает задержки. Это позволяет точно калибровать систему под реальные нагрузки».
Особое внимание уделено левым поворотам, блокирующим полосу в отсутствие dedicated фазы. Симуляции на перекрестке с трафиком 490 автомобилей в час показали, что дополнительная фаза избыточна и даже усугубляет заторы. При интенсивности 800 автомобилей в час она становится обязательной, предотвращая ожидание свыше шести минут.
Андрей Затонский, доктор технических наук и заведующий той же кафедрой, отмечает: «Алгоритм адаптируется к любому перекрестку на основе его геометрии и статистики. Предварительное моделирование исключает ошибки и обеспечивает оптимальный сценарий».
Эта технология создает цифровые двойники дорог, enabling точную настройку светофоров по всей стране. Для ЛНР и других регионов она предлагает экономичный инструмент борьбы с пробками, минимизируя необходимость в новом строительстве и повышая эффективность существующей инфраструктуры.
Особое внимание уделено левым поворотам, блокирующим полосу в отсутствие dedicated фазы. Симуляции на перекрестке с трафиком 490 автомобилей в час показали, что дополнительная фаза избыточна и даже усугубляет заторы. При интенсивности 800 автомобилей в час она становится обязательной, предотвращая ожидание свыше шести минут.
Андрей Затонский, доктор технических наук и заведующий той же кафедрой, отмечает: «Алгоритм адаптируется к любому перекрестку на основе его геометрии и статистики. Предварительное моделирование исключает ошибки и обеспечивает оптимальный сценарий».
Эта технология создает цифровые двойники дорог, enabling точную настройку светофоров по всей стране. Для ЛНР и других регионов она предлагает экономичный инструмент борьбы с пробками, минимизируя необходимость в новом строительстве и повышая эффективность существующей инфраструктуры.